воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Огнём и мечом


Принято считать, что христианство пришло на Русь мирно и сразу. На самом деле, это не совсем так. Точнее, совсем не так. Конечно, историю пишут победители, и многого про прошествии сотен лет мы уже не знаем (и не узнаем никогда). Однако даже того, что имеется, вполне достаточно, чтобы сделать выводы.

Итак, первой всем известной христианкой на Руси стала княгиня Ольга, получившая впоследствии статус «святой». Отметилась она в истории, в первую очередь, тем, что со свойственным христианскому учению милосердием и кротостью огнем и мечом отплатила древлянам за убийство своего супруга (который, собрав с древлян дань, решил вдруг собрать ее еще раз, за что и поплатился). Сначала лютую смерть приняли пришедшие с миром и свадебным предложением древлянские послы. Потом дотла сгорел город Искоростень – в пламени гибли женщины, дети, старики.


Сын Ольги Святослав православной кротости у матери не перенял и вовсю громил византийские (православные) провинции, за что, собственно, и был убит нанятыми Византией печенегами. После чего Святославичи начали резать друг друга, и резали, пока киевский стол не занял князь Владимир (впоследствии «святой»). Борясь за власть, организовав так называемую «языческую реформу», Владимир поссорился со значительной частью жрецов и в какой-то момент упал в распростертые объятия Византийской церкви, подкрепленные, как это было принято, деньгами. Случилось это, как считается, в 988 году от Рождества Христова. Этот год обычно и принимают за точку отсчета, время начала христианизации Руси. Киевлян тогда относительно мирно сгоняли в Днепр и крестили – всех чохом.

В Новгороде было хуже: он оказал жесткое сопротивление, в подавлении которого принимал участие дядя Владимира Добрыня. Удачный маневр и военная хитрость позволили Добрыне захватить главарей антихристианского восстания, но и после этого ему пришлось поджечь город, дабы хоть как-то отвлечь силы восставших.

Другие города – в частности, Ростов и Муром – сопротивлялись дольше - до начала XII века. Известно как минимум о двух крупных Суздальских восстаниях – в 1024 и 1071 годах. Завершился этот этап религиозной войны ожесточенным штурмом Мурома. Об общих потерях населения Руси того времени мало что известно, но как государство Русь потеряла немало. Покойный православный писатель Вадим Кожинов в свое время с горечью отмечал, что на те рубежи международных отношений, на которых стояла языческая Русь накануне её крещения, в конце X века, христианская Россия вышла лишь к XVIII столетию. Граница со Степью с Волги откатилась аж на Десну и Трубеж, разбойники лютовали под стенами Киева, пираты жгли Ладогу, - такое вот «укрепление» государства.

А потом пришли татары, что явно снизило остроту религиозных проблем. Правда, до 1312 года, когда Орда официально приняла ислам, к христианской церкви на Руси татары относились вполне терпимо. Это уже потом церковь боролась с татарами не только и не столько за Русь, но и за свое существование.

Ну а после – на пути от Руси к России – где мирно, а где очень даже огнем и мечом, штыком и картечью несли православную веру на покоренные территории русские солдаты. Как отметил в свое время профессор Н.С. Гордиенко, лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских (то есть языческих) верований, были обращены — по крайней мере, номинально - в православие. А над страной горели костры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий