понедельник, 29 апреля 2013 г.

За что сжигали староверов?


Богослужебная реформа, проведенная в 1653 году патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, привела, пожалуй, к самому значительному в истории досоветской России расколу общества, охватившему все слои населения. Жестоко подавленные восстания в Москве и на Соловках, бунт под предводительством Степана Разина, казни десятков тысяч староверов (только на кострах сожгли свыше трех тысяч человек) – вот неполный перечень последствий реформы. До 1905 года старообрядцы, которых на тот момент в Российской империи официально было более 2 миллионов, официально же считались «раскольниками». А условный «мир» между старо- и новообрядцами был заключен лишь в 1971 году. Кстати, и сегодня староверов в России – больше двух миллионов. Себя они считают истинными православными, в отличие от тех, кто вместе с РПЦ стал молиться «по-новому», а, точнее, «по-гречески».

В чем же отличия между старым и новым обрядами?


Во-первых, никониане внесли ряд изменений в церковные тексты, в частности, в перевод «Символа веры». Так, Дух Святой потерял прилагательное «Истинный», Царство Божие, коему «несть конца», стало Царством Божьим, коему «не будет конца», а слово «Iсусъ» получило еще одну букву «и» и стало писаться как «Iисусъ».
Во-вторых, крестное знамение стало троеперстным, а также были отменены малые земные поклоны.
В-третьих, крестные ходы стали проводиться против движения солнца, а не по его ходу, как раньше.
В-четвертых, возглас «аллилуйя» стал звучать не дважды, а трижды.
Наконец, в-пятых, изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Стоило из-за этого огород городить? Стоило людей сжигать?

Комментариев нет:

Отправить комментарий