Богослужебная реформа, проведенная в 1653 году
патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, привела, пожалуй, к
самому значительному в истории досоветской России расколу общества, охватившему
все слои населения. Жестоко подавленные восстания в Москве и на Соловках, бунт
под предводительством Степана Разина, казни десятков тысяч староверов (только
на кострах сожгли свыше трех тысяч человек) – вот неполный перечень последствий
реформы. До 1905 года старообрядцы, которых на тот момент в Российской империи
официально было более 2 миллионов, официально же считались «раскольниками». А
условный «мир» между старо- и новообрядцами был заключен лишь в 1971 году.
Кстати, и сегодня староверов в России – больше двух миллионов. Себя они считают
истинными православными, в отличие от тех, кто вместе с РПЦ стал молиться
«по-новому», а, точнее, «по-гречески».
В чем же отличия между старым и новым обрядами?
Во-первых, никониане внесли ряд изменений в церковные
тексты, в частности, в перевод «Символа веры». Так, Дух Святой потерял
прилагательное «Истинный», Царство Божие, коему «несть конца», стало Царством
Божьим, коему «не будет конца», а слово «Iсусъ» получило еще одну букву «и» и
стало писаться как «Iисусъ».
Во-вторых, крестное знамение стало троеперстным, а
также были отменены малые земные поклоны.
В-третьих, крестные ходы стали проводиться против
движения солнца, а не по его ходу, как раньше.
В-четвертых, возглас «аллилуйя» стал звучать не
дважды, а трижды.
Наконец, в-пятых, изменено число просфор на
проскомидии и начертание печати на просфорах.
Стоило из-за этого огород городить? Стоило людей
сжигать?
Комментариев нет:
Отправить комментарий