Казалось бы,
больше тысячи лет прошло с тех пор, как наши далекие предки «приняли»
христианство. Триста лет при Романовых страна жила под, как бы сказали сейчас,
слоганом «Самодержавие, православие, народность». Потом еще 70 лет в государстве сознательно насаждали атеизм. И все равно, как были мы тысячи лет назад
язычниками, так и остались. Кстати, язычество – оно не от того слова «язык»,
что во рту, а от того, что означает «народ, племя».
О верованиях древних славян известно крайне
немного. Еще бы – письменных свидетельств и других исторических артефактов и
тогда было мало, а за тысячу лет усилиями официальной церкви и не менее
официальных властей было уничтожено и многое из того, что раньше чудом уцелело.
Ну не мог «святой» князь Владимир сохранить для историков идолов с
многочисленных капищ, нет, надо было все пожечь, а что не горело – утопить.
Новая религия насаждалась огнем и мечом - впрочем, сейчас не об этом.
Итак, сохранилось крайне немногое. Но и то, что
сохранилось, рисует красивую, можно сказать, величественную и весьма обширную
картину славянских верований. Причем - устойчивых верований. Всем известное
«Слово о полку Игореве», уникальный памятник древнерусской литературы, посвященный,
кстати, событиям, произошедшим через полторы сотни лет после официального
крещения Руси, вообще не содержит ни одного упоминания Христа, зато в нем масса
упоминаний славянских богов и обожествленных стихий.
А так выглядел пантеон основных русских богов на
начало княжения будущего «святого» Владимира (времен его так называемой
«языческой» реформы):
И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и
постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его
сьребряну, а усъ златъ, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь.
А были еще и десятки других.
При этом если бог грозы, боевой дружины и князя
Перун, бог скота и потустороннего мира Велес, бог Неба-Отца Стрибог, бог Солнца
Дажьбог имели, видимо, индоевропейские корни, то Хорс и Семаргл - иранского происхождения. Само слов Бог,
кстати, тоже заимствовано из иранского языка. Есть пересечения и с
германо-скандинавскими, финно-угорскими, кельтскими и балтийскими верованиями.
Славяне активно заимствовали (как в свое время римляне) в свой пантеон богов
окружающих народов, и, судя по всему, этот процесс протекал даже не сотни, а
тысячи лет. Может, поэтому язычество и не уходит из нашей жизни.
Вы спросите – где же оно, язычество? А какой
праздник до сих пор остается самым любимым для большинства россиян? Правильно,
Новый Год, чисто языческий праздник. Одно время, при Советской власти, пытались
бороться и с ним, но – редкое исключение – Новый год победил. И то, что
отмечают его с размахом, пусть и в самый разгар Рождественского поста, тоже
говорит о многом.
Языческие боги также никуда не делись, а просто
замаскировались под христианские персонажи. Тот же пантеон – буквально в каждом
храме, и свечки прихожане ставят, как правило, к совершенно конкретным
изображениям христианских по форме и языческих по содержанию святых и угодников.
Ну стал Перун Ильей-Пророком, но все так же гоняет кого попало своими молниями.
Велес перекрестился во Власия, однако по-прежнему остается покровителем всякой
домашней скотины. И языческие праздники церковь вынужденно включила в свой
календарь – ту же Масленицу. Ведь блины – это не что иное, как поминальная
пища, и сжигание чучела к христианским обрядам ну никак не отнесешь, а к
языческим – запросто. Абсолютно языческий праздник - Ночь на Ивана Купала –
спокойно пережил всю христианскую историю Руси. Языческими обрядами наполнены
Святки, Чистый Четверг, Радуница, Троицкая и Дмитриевская суббота. Не случайно
применительно к России ученые давно используют термин «двоеверие» -
параллельное сосуществование традиционного христианства и элементов
дохристианских языческих верований. Чьих элементов больше, во всяком случае, в
быту, сложно сказать даже специалисту. А вот спросите любого ребенка, в кого он
больше верит – в господа Бога или в Бабу-Ягу? То-то же…
Комментариев нет:
Отправить комментарий